70 Правил Защитного вождения часть 8 PDF Печать E-mail

 

Боб Шаллер
70 ПРАВИЛ ЗАЩИТНОГО ВОЖДЕНИЯ

Правило 35: Никогда не играй с поездом "в труса"!

(Принцип игры "в труса": два автомобиля мчатся навстречу друг другу, и если ни один из них не свернет в сторону, то все может окончиться смертью обоих водителей. Если же один водитель свернет, а другой нет, то первый будет назван "трусом". - прим. переводчика.)

Я поражаюсь, как много автомобилей пытаются опередить железнодорожный состав на переезде. Такое ощущение, что сельские ребята считают, будто имеют преимущество перед локомотивом, пока учатся водить. Я даже видел это в каких-то голливудских фильмах, как все эти "сумасшедшие подростки" выезжают за город поразвлечься в пятницу вечером. После того, как поезд сносит машину, люди удивляются, какого черта она поперлась через рельсы - ведь поезд был так близко и ехал так быстро! Не только молодежь делает это; нетерпеливость водителей приводит к сотням смертей на рельсах каждый год.

При приближении поезда возникает оптическая иллюзия, скрадывающая его реальную скорость, так что кажется, будто он едет медленнее, чем на самом деле. Эта иллюзия возникает в результате сочетания размеров поезда и уходящих вдаль рельсов. Вообрази ужас водителя и пассажиров в машине, когда они выкатываются на рельсы и вдруг осознают, что не успевают проскочить. По мнению организации "Операция Спасатель", занимающейся безопасностью на железных дорогах, соотношение сил в столкновении поезд/автомобиль примерно соответствуют тому, как если бы автомобиль переехал жестяную банку!

Уважай поезд за то, что он - поезд. За то, что он - сила, с которой невозможно состязаться. Поезд подобен океанскому лайнеру - порой ему нужно более полутора километров, чтобы остановиться. Никогда не играй "в труса" с поездами, пытаясь обыграть их на переезде. Не объезжай опущенный шлагбаум, если горит (и звучит) сигнал о приближении поезда. После того, как поезд проехал, убедись, что ни с той, ни с другой стороны опасности нет. Часто бывает так, что последний вагон проезжает перекресток, водитель дает по газам, и машина превращается в консервную банку под колесами другого локомотива, несущегося с другой стороны по второму пути.

Если машина застряла на рельсах, не теряй времени, пытаясь ее завести или оттащить, пока приближается поезд. Беги! Если ты вынужден оставить свою машину и знаешь, что ей точно каюк - беги навстречу поезду, не от него! Иначе обломки, летящие с места столкновения, могут догнать и убить тебя.

Однажды, "Операция Спасатель" представила широкой общественности видеофильм. Он был снят камерой, установленной в кабине машиниста локомотива. Так вот, я был потрясен циничностью работников поездной бригады, наблюдающих за легковыми машинами (и даже грузовиками), пока те объезжали шлагбаум и выскакивали на рельсы перед самым носом локомотива. Машинисты смотрят на это, как на вариант "русской рулетки", и прикидывают шансы каждой машины, видя, как она мчится наперерез. Они нервно смеются, зная, что все равно не успеют остановиться, даже если захотят. В 2002-м году, в США зарегистрировано более трех тысяч столкновений автомобилей с поездами. Не надо попадать в эту статистику! Будь осторожен у железнодорожного переезда, и полностью остановись при приближении состава.

Счастливого пути!

Правило 36: Остерегайся остановившихся и медленно едущих автомобилей

Будь начеку, проезжая мимо стоящей или медленно едущей машины. Первым делом спроси себя: "Почему"? Почему она ползет, как черепаха, почему остановилась?

Поблизости могут быть люди - возможно, водитель меняет колесо, смотрит под капот, или вовсе лежит под машиной, так что одни ноги торчат - на проезжей части. Нередко, люди забывают, что совсем рядом проносятся другие машины, выходят на дорогу, и попадают под колеса. Если видишь автомобиль, стоящий у дороги - оставь им больше открытого пространства. Перестройся, если можешь. Если нет, то хотя бы сместись влево, так что, если кто-нибудь выйдет на дорогу, тебе будет легче его объехать.

Аналогично, если видишь машину, стоящую на проезжей части - будь осторожен. Вместо того, чтобы просто объехать ее, притормози (или остановись), и постарайся понять, почему она стоит. Может быть, там переходит дорогу ребенок или какое-нибудь животное. Это, кстати, особенно касается пешеходных переходов; часто, закон запрещает обгонять стоящие у пешеходного перехода машины в соседних рядах, поскольку другой водитель мог остановиться, увидав нечто, что ты видеть не можешь, пока не подъедешь ближе! Не проезжай мимо, пока не убедишься, что это действительно безопасно.

Смотри в оба, приближаясь к медленно едущей машине. Ситуация, когда два автомобиля находятся в непосредственной близости и едут с разными скоростями - потенциально опасна. И вообще, раз он едет медленно - значит что-то не так, а поэтому может в любой момент повести себя непредсказуемо. Будь готов реагировать, сбавь скорость, и убедись, что можно спокойно ехать дальше.

Приближаясь сзади к ползущей веренице машин, не пытайся тут же их всех обогнать, даже если есть такая возможность. Некоторые из этих ребят, возможно, слишком долго стояли в пробке, и им это может не понравиться. Они вполне могут выдвинуться прямо перед твоим носом. Опять же, притормози. Если решился на обгон, то сведи риск к минимуму, обгоняя по одной за раз - и дай им знать, что ты собираешься делать, коротко "бибикнув" или мигнув фарами. Твой обгон станет безопаснее, если они предупреждены. То же самое касается автомобилей, медленно едущих в соседнем ряду - ты должен быть готов к тому, что один из них вдруг перестроится в твою полосу, и должен быть готов избежать столкновения.

Правило 37: Помни о "четвероногих" участниках дорожного движения

Осенний миграционный сезон начинается, поэтому самое время поговорить о дикой природе. Столкновения автомобилей с животными - отдельная проблема для Соединенных Штатов. Каждый год здесь случается более полумиллиона таких случаев! Чаще всего под колесами гибнут олени, но в этом смысле более опасны наезды на лосей. Последние гораздо больше оленей, и, из-за своего высокого роста, могут легко перелететь через капот, врезаться в лобовое стекло и серьезно травмировать сидящих в машине. Неудивительно, что столкновения с лосями приводят к большему числу травм, чем столкновения с оленями.

Разумется, лучше всего вообще не допускать подобных аварий. Далеко за городом или на открытых пастбищах (высматривай предупреждающие знаки) необходимо сбрасывать скорость в темное время суток, чтобы успеть остановиться или выполнить уклоняющий маневр в пределах зоны, освещенной фарами. К слову, более 90% столкновений с животными случается ночью, в основном на закате и на рассвете. Управление "быстрее" торможения, но способность одновременно и управлять, и тормозить - особенно важна. Покупая новую машину, позаботься о наличии АБС тормозов и научись ими пользоваться.

Если лось или самец другого крупного животного стоит на пути - не сигналь, поскольку он может принять это за вызов. Остановись, и подожди, пока он не соизволит уйти. Нет ничего величественнее и невозмутимее огромного лося, мееедленно пересекающего дорогу. Так что будь терпелив. Если есть возможность объехать его на приличном расстоянии, можно попробовать (только медленно!), но на твоем месте я не стал бы этого делать, разве что он выглядит так, будто НИКОГДА не двинется с места. Я бы подождал, пока он сделает первое движение. Однако, лосиху или корову вполне можно прогнать, если издать один длинный гудок.

Думай об этом всем заранее, и пристегивай ремень безопасности. По возможности, используй дальний свет - и вероятность того, что свет отразится в зрачках животного, повысится. Помни, в какое время звери выходят а дорогу чаще - ранним утром, на закате, во время сезонных миграций, когда животные совершают переходы с зимних пастбищ на летние, и обратно.

Если зверь выскочил прямо перед тобой - не сворачивай в ту же секунду, а дай по тормозам. Это позволит ему убраться с дороги. Иначе, не исключено, что олень (или кто там еще) может "вбежать" прямо в машину, пока ты пытаешся его объехать. Кстати, там, где есть один зверь, вполне могут оказаться и другие, так что смотри в оба и высматривай остальных. Не зацикливайся на одном, чтобы столкнуться с другим! Наконец, если ты его все-таки сбил - не приближайся и не трогай. Животное может сделать резкое движение и серьезно травмировать тебя.

Дикие животные - не единственная "четвероногая" угроза на дороге! Имей в виду, что бывают неогороженные участки земли, где пасется домашний скот. На таких дорогах коровы имеют преимущество в движении. В некоторых штатах закон предписывает сообщать о сбитой корове или другом сельскохозяйсвенном животном, поэтому не забудь позвонить властям, если подобная неприятность случилась с тобой. Иначе, они вполне могут тебя арестовать. То же самое касается диких животных. Сбил крупного зверя - сообщи об этом. В некоторых штатах закон разрешает отправку этого мяса в сиротские приюты, благотворительные столовые и т. п.

Правило 38: Не мешай другим обгонять

Защитное вождение базируется на множестве идей и техник. Одна из них заключается в понимании того, как твоя манера вождения влияет на других участников движения, а также на вашу общую безопасность. В моем штате Аризона есть закон, предписывающий уступить дорогу другому автомобилю, если тот сигнализирует или мигает фарами, предупреждая об обгоне. Во многих других штатах правила говорят то же самое.

Но как много раз ты действительно уступал дорогу в таких случаях? "Я иду на предельно допустимой скорости, этот парень может просто сбавить скорость, ему не НУЖНО меня обгонять." Я так подозреваю - мало кто из нас может сказать, что это чувство ему незнакомо. Людям свойственно так себя вести. В то же время, людям свойственно обгонять, и тому есть причины.

Во-первых, ты не знаешь, почему он хочет обогнать, и хотя это случается достаточно редко - причина может быть вполне законной. Например, он может торопиться в больницу. И неважно, что в большинстве случаев лучше вызвать скорую, чтобы перевозкой больного занимались профессионалы на оборудованной машине. В некоторых случаях, особенно в удаленных районах, вызвать скорую бывает невозможно, и приходится везти больного или травмированного человека самому. Хотя бы по одной этой причине ты должен всегда уступать обгоняющим дорогу.

Во-вторых, каждый из нас, на мой взгляд, должен вести себя на дороге так, чтобы другие участники дорожного движения оставались спокойными и вели себя предсказуемо (насколько это возможно), для нашей же СОБСТВЕННОЙ безопасности. Ты ведь не хочешь, чтобы в следующей за тобой машине сидел расстроенный или даже злой водитель? Если ты не дашь ему проехать, у него могут сдать нервы, в результате чего его необдуманный и опасный маневр и твоя упертость могут привести к серьезной аварии, или даже к гибели его, тебя и, не исключено, что кого-то еще. В этом случае ты будешь нести некоторую долю ответственности за это. Хотя бы даже и моральную.

Если другой водитель хочет выполнить обгон, сделай все, чтобы ПОМОЧЬ ему это сделать, даже если придется съехать для этого с дороги (здесь нужно сделать оговорку: если съехать с дороги и оказаться на песчаной обочине, то малейшее неверное движение рулем, газом или тормозом может окончиться катастрофой. Рекомендую хорошо подумать, прежде чем съезжать с дороги ради какого-то гонщика - прим. переводчика). Это займет не более нескольких секунд, но с твоей стороны это будет проявлением доброжелательности и благоразумия.

Правило 39: Води свой фургон аккуратно

Процент угодивших в аварию грузовых фургонов - выше, чем у легковых автомобилей. Ты должен понимать, отчего так происходит, особенно если водишь фургоны редко и не очень разбираешься в их характеристиках. По большей части, такие машины имеют проблемы с движением задним ходом, торможением, а еще легко переворачиваются. Догадываешься, почему?

Задний ход. По статистике, езда на задней передаче - особенно рискованное мероприятие для фургонов. Причина тому - ограниченный обзор (высокие окна, а-то и отсутствие оных образуют приличные "слепые зоны", так что, сдавая назад, водитель может пользоваться исключительно боковыми зеркалами). Планируй свои действия наперед, чтобы реже включать заднюю передачу. Паркуйся так, чтобы потом выезжать вперед, а не назад. Если это невозможно, то въезжай задним ходом, чтобы во время выезда у тебя был лучший обзор. Помни о "слепых зонах", которые существенно превышают "слепые зоны" легковых автомашин. Пользуйся указаниями стоящего рядом наблюдателя, или остановись и выйди лишний раз, чтобы оценить ситуацию. Кроме того, обойди машину вокруг перед включением задней передачи - в "слепых зонах" твоего фургона могут находиться другие автомобили. Следи за положением и чистотой зеркал. Не сдавай назад дальше, чем необходимо. Не сдавай назад "вслепую".

Остановка. Не "прижимайся" сзади к другим машинам, если сидишь за рулем фургона или другого автомобиля с высокой крышей. Помнишь стандартное правило двух секунд? Так вот, двух секунд может оказаться достаточно для идеальных дорожных условий и обычной легковушки. Управляя фургоном, ты должен соблюдать дистанцию как минимум в 3 или даже 4 секунды. Многие фургоны сконструированы на шасси обычных пассажирских машин, и установлены на них обычные тормоза и подвеска, довольно слабые для грузовика. Это увеличивает тормозной путь, и, соответственно, необходимую дистанцию. Чем тяжелее твоя машина, тем длиннее тормозной путь, и то же самое касается скорости. И если твоя тяжелая машина несется на большой скорости - это потенциально смертельная комбинация, даже если сам ты в это время сидишь в мягком кресле, с блаженной улыбкой на лице! Поэтому - соблюдай дистанцию, не забывай.

Опрокидывание. Фургоны и микроавтобусы ("маршрутки" - прим. переводчика) с их высоко расположенным центром тяжести, возможностью перевозить грузы и развиваемой энергией (которая, как мы помним, зависит от массы и скорости), - могут легко перевернуться при самом незначительном стороннем воздействии, особенно когда во время разворотов подключаются центробежные силы. Поперечный ветер, обгоняющие грузовики, автобусы, даже маленькие пыльные "бури" и смерчи могут спровоцировать опрокидывание высокого транспортного средства.

Масса загруженного полноразмерного фургона может превышать 5 тонн. На скорости 80 км/ч это соответствует четырем мегаджоулям энергии, которая высвободится при столкновении. Ты должен сделать так, чтобы ни ты, ни твои пассажиры, ни другие машины вокруг так никогда и не узнали, какая это страшная сила. Сведи риск к минимуму, садясь за руль фургона. Следи за давлением в колесах и их состоянием. Не делай резких поворотов. Отрегулируй водительское сиденье и пристегни ремень. Убедись, что зеркала отрегулированы как следует. Следи за пассажирами. Не перегружай фургон. Старайся располагать тяжелый груз как можно ниже в кузове. Держи руль двумя руками. Не гони и сбрасывай скорость перед поворотами. Проверяй дорожные и погодные условия. Будь всегда и везде готов к порывам ветра.

70 Правил защитного вождения часть 9

 
Телефон:
Телефон для записи на курсы (347) 294 52 44
Телефон для записи на курсы+7 917 75 61298
Высшая Школа Вождения "Navigator" © 2008-2017 Все права защищены